Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.

Работаем ежедневно с 8:00 до 22:00
+7 (495) 785-55-99
Работаем ежедневно с 8:00 до 22:00
Устройство автомобиля

АКПП: что это, принцип работы и основные неполадки

Автомобили с автоматической коробкой переключения передач становятся все более популярными среди российских автомобилистов благодаря тому комфорту и простоте вождения, которые они предлагают. Теперь не нужно постоянно дергать рычаг КПП и выжимать педаль сцепления: автоматика все сделает сама. Что такое коробка автомат, как она устроена, в чем ее преимущества и недостатки, читайте ниже.

Что такое АКПП и как она работает

Автоматическая коробка передач — агрегат, способный определять оптимальное передаточное число в зависимости от скорости движения автомобиля и самостоятельно переключаться на него. На практике это выглядит так, что АКПП сама подстраивается под скоростной режим, обеспечивая плавный ход автомобиля и избавляя водителя от необходимости вручную переключать передачи.

что такое АКПП

Из чего состоит АКПП:

  1. Гидротрансформатор. Представляет собой корпус с насосными, турбинными и реакторными колесами, муфтой блокировки/свободного хода, который заполнен рабочей жидкостью и выполняет функцию передачи энергии вращения от двигателя к коробке передач.
  2. Планетарный механизм. Редуктор, отвечающей за переключение скоростных режимов автомата путем изменения передаточного числа на шестеренках.
  3. Гидравлическая система. Состоит из блока элементов: масляной помпы, фильтра, гидрораспределителя, толкателей.
  4. Блок управления. Управляет работой АКПП за счет информации, полученной от датчиков, систем АБС/ЕСП, педалей, регулируя работу фрикционных муфт и перенаправляя потоки рабочей жидкости между ними.
  5. Блок управления — «мозг» автоматической коробки передач, поломка которого ведет к переходу системы на аварийный режим работы.

Типы АКПП

По способу управления автоматические коробки передач можно разделить на 3 типа:

  1. АКПП с гидротрансформатором. Гидравлический тип агрегата — это так называемый «классический автомат», который активизируется вместе с двигателем и маслонасосом, используя давление жидкости для изменения передаточного числа. Исходя из текущих параметров движения и работы двигателя, гидротрансформаторная коробка выбирает оптимальную передачу полностью механически или гидравлически.
  2. Гидроэлектрическая АКПП. Представляет собой гидравлический агрегат, дополненный элементами электронного управления, которое позволяет увеличить число параметров для муфты гидротрансформатора (блокировка), системы понижения передачи (кик-даун) и других механизмов, управляемых через электромагнитные клапаны, входящие в состав гидросистем трансмиссии. Управляющие функции выполняет электронная система (как правило, компьютер, специализированный или встроенный в главный компьютер двигателя), что отличает гидроэлектрическую коробку передач от гидравлической. Здесь за изменение параметров давления и работы гидравлики редуктора отвечают не механо-гидравлические регуляторы, а контур по типу «датчики — компьютер — клапаны регулирования давления».
  3. Вариатор. Главное отличие вариатора от предыдущих типов трансмиссий — отсутствие регулируемых передаточных чисел (типичная автоматическая коробка передач имеет определенное количество передаточных чисел). В редукторе этого типа происходит непрерывное изменение передаточного числа с помощью гидравлических методов или с помощью трансмиссий с переменным передаточным числом, например, с ременной или цепной передачей и шкивами с вариаторным управлением.

Большинство автомобилистов предпочитают гидравлическую АКПП по причине простоты обслуживания, но гидроэлектрические варианты предлагают более точное переключение скоростей и экономию топлива. Вариаторы еще только набирают популярность, но пока что большинство автовладельцев относятся к ним с осторожностью из-за особых требований к эксплуатации, например, избегать пробуксовок, движения на холостом ходу, а еще дорогого и сложного ремонта в случае поломки.

Отличие АКПП от МКПП

Основное отличие от автомобилей с механической КПП – отсутствие педали сцепления. Поэтому водители, которые впервые пересаживаются с механической коробки передач на автоматическую, инстинктивно хотят выжать сцепление, но вместо него там педаль тормоза, сильное нажатие на которую приведет к резкому торможению автомобиля. Поэтому в таких авто часто можно встретить специальную «подставку», на которую можно поставить левую ногу.

В случае с автоматической коробкой передач педаль тормоза играет ключевую роль, так как действует как сцепление. Различные режимы трансмиссии выбираются одновременным нажатием педали тормоза. Стоит только убрать ногу с педали тормоза, и машина будет «ползти» как на полусцеплении. Также нужно чутко реагировать на педали газа и тормоза (только правой ноги), так как они более отзывчивы, чем в случае с МКПП.

отличия АКПП от МКПП

Режимы работы автомата

Большинство автоматических коробок передач имеют четыре режима работы:

  1. «P» (Парковка). Включается только тогда, когда автомобиль стоит на месте, и «блокирует» коробку передач, предотвращая откат автомобиля. По возможности желательно задействовать ручник, чтобы «разгрузить» автомат.
  2. «R» (Задний ход). Режим R действует как задняя передача, необходимая для движения машины задним ходом.
  3. «N» (Нейтраль). Режим означает не что иное, как перевод АКПП в «нейтральный» режим, то есть без переключения передачи. Его не следует выбирать во время движения или остановки на светофоре, а только на коротких остановках вместо переключения на режим парковки, обязательно при включенном ручном тормозе.
  4. «D» (Движение). Этот режим является основным передаточным числом коробки передач, которое выбирается автоматически в зависимости от скорости и динамики езды. На практике при вождении используется только этот режим. Он также используется при остановке на светофоре или коротких остановках, во время которых водитель не покидает своего места.
  5. Часто также есть режим «S» (Sport), позволяющий, помимо прочего, более динамичное вождение, поддерживая работу двигателя на более высоких оборотах, но его пока что можно встретить только в спорткарах или рестайлинговых спортивных версиях автомобилей.

Неисправности АКПП

Наиболее частой проблемой автоматических коробок передач является износ сцепления, который вызывается чрезмерной нагрузкой на муфту сцепления, еще для сцепления и самой трансмиссии вредным является маневрирование на малой скорости. В роботизированных трансмиссиях иногда выходит из строя электроника, например, датчики, расположенные в системе управления сцеплением и на рычагах переключения передач, а также контроллеры. О том, что с электроникой что-то не так, может свидетельствовать проблема с запуском двигателя, отсутствие реакции коробки передач на изменение положения рычага, ну и, конечно, сигнальная лампочка на приборной панели.

В автомобилях с большим пробегом чаще всего выходит из строя блок мехатроника или сцепление в сборе. Маховик также относительно часто изнашивается, но при необходимости его можно легко заменить, потому что он не связан со сцеплением. На практике здесь многое зависит от конкретной модели коробки передач, а точнее, от того, имеет она сухое или мокрое сцепление. На версиях с сухим сцеплением поломок меньше, потому что мехатроник работает на собственном масле. С другой стороны, в коробках с мокрым сцеплением мехатроники используют обычное масло, в котором, в том числе, могут быть частицы пыли или сторонних жидкостей. Проблема АКПП с двойным сцеплением заключается в чувствительности электромагнитных клапанов к малейшему засору, а при их выходе из строя требуется сложный ремонт с заменой всего мехатроника. Самая распространенная неисправность вариатора — это растяжение ремня, который, впрочем, достаточно легко заменить, а его срок службы составляет около 150 тысяч километров пробега.

неисправности АКПП и их причины

Автоматическая коробка передач — это, прежде всего, комфортная езда и безопасность движения. Чтобы она оставалась такой на протяжении всего времени эксплуатации автомобиля, ей требуется качественное обслуживание, включающее как профилактические, так и ремонтные мероприятия с заменой комплектующих. Специалисты сервисного центра РОЛЬФ выполняют комплексную диагностику АКПП, замену и ремонт поврежденных или износившихся деталей, устраняют ошибки в блоке управления, тестируют правильность работы коробки передач на специальном оборудовании.

Запишитесь на сервисное обслуживание в центр РОЛЬФ по телефону или через онлайн-форму обратной связи на сайте!

02.06.2022

Больше категорий

Устройство автомобиля

Подробнее

Часто задаваемые вопросы

Подробнее

Отзывы

Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
Анюта Китайцева
27 мая 2022
Все отлично ! Рекомендую!!!!
Сплоченная команда, ребята супер!
Отдельная благодарность Борисову Александру !
Побольше бы в мире таких людей и сотрудников ,как он!
Я очень довольна покупкой и сервисом )))))!!!!!!
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
Виктория Фурманова
04 апреля 2022
Отличный салон, приветливые и обходительные консультанты, очень хорошо обслужили.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Центр
Елена Кудрявцева
12 сентября 2022
Достойный сервис, очень довольны. Спасибо, обязательно вернёмся!
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
Kirill
23 апреля 2022
Менял лобовое стекло по гарантии, быстро и качественно. Благодарю
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
Дмитрий Лащёнов
16 мая 2022
Отличный автосалон! С широким выбором комплектующих к автомобилям!!!
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
Зафар Умаров
13 мая 2022
Купил авто у Сосновского Алексея всем доволен
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
александр
11 мая 2022
Хороший автосалон. Как говорится смотрите что покупаете.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Юг
2 таблетки утром
20 июля 2022
Замечательный сервис, адекватные цены и персонал!
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Витебский
trianon2020
31 октября 2021
Понравилась приёмка автомобиля на то, остальное как там не знаю.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Пулково
Ольга А.
22 мая 2022
Сегодня тут купили с мужем машинку, обслуживание на высшем уровне, все максимально быстро, нас обслуживала Екатерина Буйволова , спасибо ей огромное !!! Побольше бы таких внимательных , квалифицированных сотрудников !!!
Спасибо
Читать целиком
Остались вопросы

Остались вопросы?

Оставьте свой телефон, мы свяжемся с Вами в течение нескольких минут и ответим на любые интересующие вопросы

Нажимая кнопку «Получить консультацию», я даю согласие на обработку персональных данных

Настоящий Сайт использует файлы cookie и собирает сведения о Пользователях, в том числе с использованием сторонних интернет-сервисов, в целях анализа эффективности и улучшения работы сервисов сайта. Обработка сведений о Пользователях осуществляется в соответствии с Политикой в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Или Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Закрыть