Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.
Стоимость горючего постоянно растёт, и водители ищут способы снизить расходы на заправку машины. Один из них — установка газового оборудования на автомобиль. Мы расскажем подробнее, в чём преимущества и недостатки подобной системы, как она работает и много ли получается сэкономить.
Газобаллонное оборудование (ГБО) — альтернативная система подачи топлива. Обычно она устанавливается параллельно основной и только в редких случаях замещает её. В состав ГБО входят бак с горючим, топливопровод, газовый редуктор для понижения давления и приспособления для образования топливовоздушной смеси.
Когда говорят об установке газа на автомобиль, обычно подразумевают сжиженное пропан-бутановое топливо (СПБТ или LNG). Это побочный продукт нефтяной промышленности, который также используется в портативных горелках и некоторых видах инструментов. Пропан-бутан хранят под давлением до 16 атмосфер. Такая технология облегчает его заправку и снижает требования к технике безопасности.
Теплоёмкость пропан-бутанового топлива чуть ниже, чем у бензина, а расчётное октановое число выше — около 120. Поэтому расход горючего выше на 5–20% в зависимости от типа оборудования и мощности автомобиля. При установке газобаллонного оборудования двигатель нужно адаптировать к этим характеристикам.
В последние годы набирает популярность и сжатый природный газ (СПГ, CNG). Это метан, полученный естественным путём, то есть из скважин на нефтегазоносных полях. Его также используют в бытовых газовых плитах и системах отопления. Метан невозможно перевести в жидкое состояние при нормальной температуре, поэтому его хранят под высоким давлением — до 200 атмосфер. Такая технология устанавливает высокие требования к прочности баллонов и заправочной аппаратуры, повышая их стоимость.
По характеристикам горения метан очень близок к пропан-бутановому топливу. Но у них есть важные отличия. В сжатом природном газе нет жидкой фракции даже в следовых количествах. Поэтому двигатель работает в «сухом» режиме по сравнению с бензиновыми и дизельными агрегатами. Из-за этого специалисты рекомендуют переоборудовать мотор — использовать специальные свечи, клапаны и масло.
При установке газового оборудования на машину вам предложат разные конструкции агрегатов. Разбираемся подробно, чем отличаются их поколения:
На современный инжекторный автомобиль можно установить газовое оборудование четвёртого поколения и старше — остальные не пройдут техосмотр из-за чрезмерной токсичности выхлопа. Пятое и шестое поколение доступны только для пропан-бутанового топлива, поскольку метан сжижается только при температуре -160°. Эти установки стоят намного дороже из-за повышенных требований к прочности баллонов и магистралей высокого давления.
Дизельные моторы также можно перевести на альтернативное топливо. Но здесь возникает серьёзная проблема — характеристики горения сильно отличаются. Поэтому инженеры идут одним из двух путей:
Главное преимущество от установки газа на легковой автомобиль — меньшие расходы на заправку. По состоянию на декабрь 2021 года бензин в Москве стоит 52 рубля за литр, сжиженное пропан-бутановое топливо — 28 рублей за литр, а метан — 26 рублей за кубометр. Даже с учётом повышенного расхода вы экономите немалые суммы на каждом километре.
Но желающим перейти на альтернативное топливо нужно знать о его минусах:
меньшем количестве заправок;
Сразу ответим на популярный вопрос — самостоятельное вмешательство в конструкцию автомобиля запрещено! Конечно, при наличии технических навыков вы можете выполнить работу без посторонней помощи. Но поставить такую машину на учёт не получится. Более того, инспектор может отправить её на штрафплощадку при первой же остановке.
Установить газовое оборудование на машину может только сертифицированное СТО. Перед тем, как отдавать автомобиль, вам стоит проверить документы об аккредитации. Сама процедура относительно несложная — в зависимости от конструкции транспортного средства и газобаллонной установки она может занимать 2–6 часов. Специалисты должны правильно подключить топливные магистрали и провести опрессовку всех компонентов, чтобы исключить утечку газа.
Мастерские предлагают большой выбор ГБО разных производителей. Эксперты рекомендуют приглядываться к продукции итальянских брендов OMVL, BRC, Landirenzo и Lovato, а также к установкам голландской компании Prins. Они хорошо зарекомендовали себя с точки зрения надёжности, безопасности и экономичности. В бюджетном классе хорошие отзывы получает польское оборудование Digitronic. А вот китайские, корейские и турецкие ГБО собирают множество жалоб. Среди них есть и качественные установки, и полнейшая «некондиция». Причина проста — установки собираются из комплектующих разных производителей, поэтому покупка превращается в лотерею.
Правильно установить газ на автомобиль — только половина процедуры. Намного сложнее узаконить такое переоборудование машины. Чтобы зарегистрировать газобаллонную установку, вам нужно выполнить следующие шаги:
Процедура очень сложна и трудоёмка. Поэтому СТО и независимые экспертные центры предлагают помощь в перерегистрации автомобиля. Услуга стоит от 5 до 20 тысяч рублей, которые нужно заплатить сверх полагающихся пошлин. Если вы решили воспользоваться таким предложением, уточните его суть. Это должны быть консультационные услуги и сопровождение клиента. «Дистанционная регистрация» без осмотра незаконна — с ней вы получите массу дополнительных проблем.
Если установить газ на автомобиль и не пройти процедуру регистрации, при остановке транспортного средства инспектор ГИБДД выпишет штраф в 500 рублей. Сумма невелика, но к ней прибавится требование демонтировать установку или внести изменения в ПТС. Если проигнорировать его, в следующий раз вам выпишут штраф в 1000 рублей. Кроме того, будет составлен протокол о неповиновении требованиям сотрудника полиции. Судья может назначить меру пресечения в виде административного ареста до 15 суток. Инспектор также имеет право принудительно снять машину с учёта — в дальнейшем пользоваться ею не получится.
Ответ на вопрос зависит от параметров вашей машины и характера её использования. Кроме того, вам нужно знать, сколько стоит установка газа на автомобиль и какие периодические расходы на обслуживание добавляются после выполнения работ. Чтобы упростить задачу, мы проведём расчёты в краткой таблице, где сравним три транспортных средства.
Автомобиль | Хетчбэк B-класса | Седан D-класса | Полноразмерный внедорожник |
---|---|---|---|
Расход топлива на бензине | 6 л/100 км | 10 л/100км | 20 л/100 км |
Расход топлива на газу | 6,6 л/100 км | 11 л/100 км | 22 л/100 км |
Цена бензина | 52 рубля за литр | ||
Цена газа | 28 рублей за литр | ||
Средний пробег в год | 8 000 км | 10 000 км | 15 000 км |
Стоимость газобаллонной установки с работой | 30 000 рублей | 45 000 рублей | 80 000 рублей |
Стоимость помощи в регистрации ГБО | 10 000 рублей | 15 000 рублей | 20 000 рублей |
Годовая экономия на топливе | 10 176 рублей | 21 200 рублей | 63 600 рублей |
Ежегодные расходы на обслуживание ГБО | 5 000 рублей | 10 000 рублей | 18 000 рублей |
Годовая экономия за вычетом техобслуживания | 5 176 рублей | 11 200 рублей | 45 600 рублей |
Период окупаемости ГБО | 7,7 лет | 5,4 года | 2,2 года |
Реальную экономию от установки газобаллонного оборудования можно получить только на автомобилях с высоким расходом бензина и большим пробегом. Но при этом нужно помнить о сопутствующих минусах вроде сниженной мощности двигателя, дополнительных затрат времени на обслуживание и уменьшенного объёма багажника. Кроме того, переоборудование машины автоматически лишает вас гарантии, увеличивая стоимость ремонта. Исключения очень редкие — это автомобили с заводскими газобаллонными установками.
Ваша заявка отправлена,
мы свяжемся с вами в ближайшее время