Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.
Свечи зажигания воспламеняют топливно-воздушную смесь в бензиновом двигателе. Без них машина не поедет.
Они работают при высоких температурах и давлении на большой частоте, поэтому быстро изнашиваются даже при идеальных условиях в камере сгорания. Если не менять свечи вовремя, возникнут перебои зажигания, троение двигателя, калильное зажигание или детонация. Это приведёт к повышенным нагрузкам на двигатель, он деформируется и потребует ремонта или полной замены.
В этой статье подробно рассмотрим работу свечей и расскажем, как часто менять свечи зажигания в автомобиле, как определить подходящие параметры, подобрать свечи и провести замену.
Когда менять свечи, понятно по пробегу. Срок службы оригинальных свечей указан в каталоге автопроизводителя — обычно это от 25000 до 30 000 км для стандартных никелевых свечей. Свечи прослужат дольше, если их центральный электрод сделан из тугоплавкого драгоценного металла: платиновые свечи выдерживают до 90 000 км, а иридиевые — до 120 000 км. Но и стоят такие свечи дороже.
На то, что стоит проверить свечи, могут указывать и косвенные признаки: падение мощности двигателя, рост расхода топлива, нестабильные обороты и проблемы с запуском.
Заменить свечи можно самостоятельно, но лучше отвезти машину в сервис и доверить задачу опытному мастеру. Он подберёт подходящие свечи, правильно заменит и проследит, чтобы двигатель работал исправно — а заодно проверит, нет ли других проблем с автомобилем.
Свеча зажигания устанавливается в каждой камере сгорания в двигателе. Её главные элементы — это два электрода, центральный и боковой.
Центральный электрод подключается к катушке зажигания напрямую или через высоковольтный провод. На каждом цикле работы двигателя, за доли секунды до того, как поршень поднимется в верхнюю мёртвую точку, на центральный электрод подаётся ток с напряжением 18 000 — 20 000 В. Электрический разряд пробивает зазор между центральным и боковым электродом, и возникает искра. Она зажигает топливно-воздушную смесь внутри цилиндра, и образующиеся газы толкают поршень вниз. Поршень вращает коленчатый вал, а его вращение передаётся на колёса.
Если свечи исправны, то на любых оборотах двигателя во всех цилиндрах зажигание происходит в нужный момент, смесь из топлива и воздуха сгорает до конца, цилиндры работают слаженно и плавно вращают вал.
Первое, что отличает новую свечу от старой — величина зазора между центральным и боковым электродами. Чтобы свеча работала исправно, зазор должен быть точно таким, как заявлено производителем.
Электричеству легче пробить маленький зазор, но и искра получается маленькой. Такая искра не воспламенит достаточный объем смеси вокруг себя, и смесь не сгорит равномерно, а часть топлива уйдёт в выхлопную систему.
Достаточно большая искра сформируется, если сделать зазор шире. Но в широком зазоре разряду сложно пробить сопротивление воздуха, и на искру тратится больше мощности. Растет риск, что электричество выберет другой путь, где сопротивление меньше. Например, пробьёт изолятор — тогда могут пострадать высоковольтные провода, катушки зажигания или другие части двигателя, на которые искра наткнётся. Пробитый однажды изолятор уже не создаст достаточно сопротивления, и искра продолжит утекать через пробой и травмировать двигатель.
Производители свечей находят компромисс и выверяют зазор. Но искра между электродами — это поток заряженных частиц, которые двигаются с огромной скоростью. Встречаясь с поверхностью электрода, частицы выбивают из них атомы металла. Со временем электроды «выгорают», деформируются, и зазор между ними увеличивается — возрастает риск, что искра не сформируется или будет слишком слабой, чтобы правильно поджечь смесь.
Это главная причина, почему свечи зажигания нужно регулярно менять.
Кроме расширенного зазора, помешать искре сформироваться может нагар на свече. Если двигатель исправен, а топливо качественное, то свечной налёт не снизит срок службы. Но если бензин низкооктановый или двигатель потребляет много масла, то придётся менять свечи раньше.
Большой ассортимент запчастей и аксессуаров на складе и под заказ
Квалифицированные мастера - победители сервисных чемпионатов России
Полный комплекс услуг по сервисному обслуживанию автомобиля
Если искра не возникнет или получится слишком слабой, произойдёт перебой зажигания, и топливно-воздушная смесь в камере сгорит не полностью. Её остатки попадут в каталитический нейтрализатор и сократят срок его службы. Автомобиль при перебоях зажигания будет расходовать больше топлива, его мощность упадет, а двигатель может троить.
Иногда изношенная или неправильно подобранная свеча приводит к калильному зажиганию. Калильное зажигание происходит, когда свеча перегревается настолько, что смесь топлива и воздуха воспламеняется не от искры, а от компонентов свечи: корпуса, электродов или внутреннего изолятора.
Если искра запускается в определенный момент, то калильное зажигание возникает произвольно. Например, поршень начинает подниматься, сжимая топливно-воздушную смесь, а она загорается и начинает расширяться, давя на поршень в противоположном направлении. Давление в камере сгорания резко увеличивается, а поршень, стенки камеры, шатуны и коленчатый вал испытывают перегрузки.
Неравномерное распределение пламени вокруг свечи вызывает детонацию: это когда топливо загорается не от искры, а разогревается настолько, что самовоспламеняется. Это создаёт ударную волну, которая усиливается, распространяясь по камере сгорания, и врезается в стенки цилиндра.
В перспективе перебои, калильное зажигание и детонации деформируют двигатель. Он потеряет мощность, будет расходовать больше топлива, и его придётся ремонтировать или полностью менять.
По пробегу. Через сколько менять оригинальные свечи зажигания, можно посмотреть в каталоге автопроизводителя — или по материалу центрального электрода.
Стандартные свечи с электродом из никеля меняют раз в 30 000 — 40 000 км. Такие свечи самые бюджетные: 500 ₽ за свечу.
Реже встречаются свечи с серебряным центральным электродом. Серебро хорошо проводит тепло и работает в широком диапазоне температур, поэтому такие свечи используются в двигателях, которые переключаются с газа на бензин. Серебряные свечи проходят 50 000 км.
Чтобы замедлить износ свечей, центральные электроды делают из редких тугоплавких металлов — платины и иридия. Платиновые свечи продаются за 1500 ₽ и выдерживают до 90 000 км пробега. Срок службы иридиевых колеблется от 100 000 до 120 000 км, а стоят такие по 2000 ₽ за штуку.
Проверить свечи стоит, если машина не заводится или заводится с трудом. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, стартер начинает вращаться, но двигатель не входит в рабочий цикл — скорее всего, мощности свечной искры не хватает, чтобы воспламенить смесь.
Неисправные свечи вызывают неравномерную работу цилиндров. Автомобиль дёргается, двигатель работает с провалами и периодически теряет мощность, а стрелка тахометра двигается, даже когда водитель не нажимает на педаль газа. При старте с места машина не разгоняется так эффективно, как раньше, а расход топлива растёт.
Если появились эти симптомы, привезите машину на СТО и осмотрите двигатель — возможно, дело не только в свечах.
Лучше всего доверить выбор профессионалу, чтобы он учёл требования производителя, цену и желаемый срок службы.
Но если всё-таки выбираете свечи самостоятельно, то нужно выяснить, какие свечи подходят для вашего двигателя. И купить полный комплект одинаковых свечей.
Свечи различаются по:
Геометрические параметры нужно соблюдать по требованиям производителя. Эксперименты с ними нарушают работу двигателя, иногда критично. Например, если у свечи слишком короткая часть с резьбой, то электрод в камере сгорания будет располагаться выше и поджигать смесь неравномерно — а это давление и перегрузки.
Свеча со слишком длинной резьбой может перегреться и вызвать калильное зажигание. А может просто удариться о поршень и вызвать капитальный ремонт или полную замену двигателя.
Калильное число отражает температурный диапазон исправной работы свечи. Если температура переходит верхний предел диапазона, возникает калильное зажигание. По калильному числу свечи зажигания делятся на холодные, средние и горячие. Чем меньше калильное число — тем горячее свеча: отводит меньше тепла и быстрее нагревается.
Горячие свечи стоят в основном в промышленных двигателях, которые работают на невысоких оборотах. Иногда их ставят в учебные автомобили. Если поставить такую свечу на спортивную машину, то скоро придётся менять двигатель.
Свечи со средним калильным числом стоят в двигателях обычных автомобилей.
А холодные свечи используют в спортивных машинах, где моторы постоянно работают на высоких оборотах. Но если поставить такую свечу в двигатель городского автомобиля, отвод тепла ускорит износ: нагар на свече не будет сгорать, и свеча не сможет самоочищаться во время работы.
С некоторыми параметрами свечей экспериментировать можно.
Например, заменить оригинальные никелевые свечи на платиновые или иридиевые — это продлит срок службы. Но только если каталог производителя допускает такую замену для конкретного двигателя. Это зависит от степени сжатия, объема, рекомендуемого топлива и других параметров.
Иногда менять никелевые свечи на иридиевые нецелесообразно. Например, если двигатель старый и потребляет много масла. Свеча придет в негодность от масляного нагара раньше, чем износится центральный электрод. Скорее всего, она потребует замены уже через 50 000 км, поэтому выгоднее проезжать по 30 000 км на дешёвых никелевых.
На никелевых и серебряных свечах иногда делают два, три или четыре боковых электрода. Это не влияет на эффективность зажигания, но увеличивает ресурс свечи. Искры проходят между случайным боковым электродом и ближайшим к нему участком центрального — то есть воздействуют на четыре точки центрального электрода и разрушают его медленнее.
У платиновых и иридиевых свечей не больше одного бокового электрода — их центральные электроды тоньше, и распределить искру по разным участкам не получится.
Поддельная свеча может стоить двигателя. Поэтому, чтобы обезопасить себя, перед покупкой изучите среднюю розничную цену. Если цена свечи меньше среднерыночной на 20% или более — вероятно, это подделка.
На официальном сайте производителя свечей иногда пишут контакты продавцов оригинальной продукции. Не всех, но если вы нашли там нужный магазин, значит, у них свечи настоящие.
На Ютубе можно посмотреть ролики с обзорами, как понять, подделка перед вами или оригинал. Не вся информация достоверна, но общие признаки помогут.
Лучше обратиться в мастерскую и довериться опытному автослесарю. Замена свечей кажется простой процедурой: открутить старые, вкрутить новые — но если не соблюсти тонкости, пострадает двигатель.
Если вы твёрдо решили поменять свечи сами — купите динамометрический ключ. Он позволит выставить и точно соблюсти момент затяжки, чтобы не вкрутить свечу слишком глубоко и не деформировать.
Автослесарю в мастерской тоже не стоит проводить замену без динамометрического ключа. Убедитесь, что у мастера он есть. Если ключ не находится, а вас заверяют, что мастер провёл уже сотню замен без всяких ключей, — лучше поискать другой автосервис.
Вот что стоит сделать, когда ключ наготове:
Воспользуйтесь услугами нашего сервиса для ремонта вашего авто. Мастер осмотрит машину, найдёт и исправит проблемы — а вы сэкономите время и будете уверены в качестве.
06.09.2023Оставьте заявку на ремонт и обслуживание автомобиля за 3 шага — это займет не более 2-х минут.
Внесение данных
об автомобиле
Выбор даты
и времени
Подтверждение
данных
Укажите марку, гос. номер автомобиля и сервисный центр.
Укажите удобную дату и время, используя календарь и расписание мастеров сервисного центра.
Укажите удобную дату и время, используя календарь и расписание мастеров сервисного центра.
Подтвердите ваш номер телефона.
Введите номер телефона, и мы отправим СМС с кодом подтверждения.
Нажимая кнопку «Отправить» я подтверждаю свое ознакомление с порядком обработки персональных данных со стороны РОЛЬФ и даю свободное и осознанное согласие на их обработку, на получение информации по каналам связи, в том числе в рекламных целях. Подробно тут.
Введите имя и фамилию, мы отправим звонок для подтверждения.
Введите код подтверждения для завершения записи. Он отправлен на номер +7 (XXX) XXX-{{ phone.substr(13, 2) + '-' + phone.substr(16, 2)}}.
Отправить SMS еще раз через сек.
Введите последние 4 цифры звонившего номера для завершения записи. Звонок был отправлен на номер +7 (XXX) XXX-{{ phone.substr(13, 2) + '-' + phone.substr(16, 2)}}.
Отправить звонок ещё раз через сек.
Спасибо!
Ваша заявка успешно создана.
Сервисный центр
{{ serviceCenter.label }}
Дата посещения
Время посещения
Мастер
Отслеживайте статус заявки в мобильном приложении
«Мой
РОЛЬФ»
Ваша заявка отправлена,
мы свяжемся с вами в ближайшее время