Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.
Стараясь компенсировать рост цен на горючее, производители вводят «топливные вилки». Меняя настройки электронных блоков управления, они разрешают заливать бензины разных марок. Учитывая разницу в стоимости, экономия от такого решения измеряется тысячами рублей в год. Но нужно разобраться, насколько она оправдана в кратко- и долгосрочной перспективе.
Почти каждый водитель скажет, что цифры после буквы «А» показывают октановое число горючего. И многие ответят, что оно определяет детонационную стойкость топлива. Но только специалисты знают, как показатель влияет на физические процессы в двигателе внутреннего сгорания.
Лучше всего работа выполняется, когда залитый в машину бензин воспламеняется при максимальном сжатии смеси. Поршень поднимается в верхнюю мёртвую точку и готовится опускаться. Удар сверху приводит в движение шатун, который крутит коленвал и передаёт мощность трансмиссии. Но в неблагоприятных условиях начинается детонация, то есть самопроизвольное воспламенение. Топливо загорается в тот момент, когда поршень ещё двигается вверх. Удар даёт обратный эффект — снижает мощность двигателя и вызывает повышенный износ деталей.
Чтобы предотвратить такую ситуацию, производители повышают октановое число бензина. В процессе гидрокрекинга его удаётся поднять до 80 единиц, что слишком мало для двигателей с высокой степенью сжатия. Для дальнейшего улучшения свойств используются разнообразные присадки. Самая популярная из них — МТБЭ, метил-трет-бутиловый эфир.
Фактически, октановое число бензина на российских заправках зависит от содержания присадок. Добавляя необходимое количество вещества в гидрокрекинговую основу, удаётся получить топливо марки А-92, А-95 и А-98. Эти бензины предназначены для работы в двигателях с разной степенью сжатия. По теплотворной способности, чистоте и другим функциональным характеристикам они почти не отличаются друг от друга.
Чтобы понять, какой бензин надо заливать в машину, следует знать о разных способах измерения октанового числа. На заправках в нашей стране используют показатель, определённый исследовательским методом — при малых нагрузках и низкой температуре. Моторный метод предполагает повышенные нагрузки и значительный нагрев силового агрегата. А в США и некоторых странах рассчитывают антидетонационный индекс (AKI) — среднее значение между показателями исследовательского и моторного метода. Разница между ними показана в таблице:
Октановое число, измеренное исследовательским методом | Октановое число, измеренное моторным методом | Антидетонационный индекс |
---|---|---|
80 | 76 | 78 |
92 | 84 | 87 |
95 | 85 | 91 |
98 | 88 | 93 |
100 | 89 | 95 |
Главное правило — ориентироваться на рекомендации производителя. Если производитель разрешает использовать только горючее А-98, а вы регулярно заправляете А-92, все поломки будут на вашей совести. После проведения несложной экспертизы вам откажут в гарантийном ремонте.
Но какую марку бензина лучше заливать, если производитель устанавливает «топливную вилку»? И вновь нужно обратиться к инструкции по эксплуатации автомобиля. В ней всегда указывается рекомендованный и допустимый тип горючего. Первый обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики и максимальный ресурс, а второй разрешается использовать при необходимости, не лишаясь гарантии.
К примеру, для большинства автомобилей Lada, Renault и Nissan А-95 — рекомендованная, а А-92 — допустимая марка бензина. А для Porsche 911 с атмосферным двигателем А-95 — допустимое топливо, а А-98 и А-100 — рекомендованные.
Многие автомобилисты постоянно заливают бензин меньшей марки, руководствуясь соображениями экономии. Испытания авторитетного издания «За рулём» подтвердили, что такое решение почти не влияет на эксплуатационные характеристики машины. Мощность двигателя снижается всего на 1–3% и на столько же увеличивается расход топлива. Учитывая 11-процентную разницу в цене топлива, в итоге вы намного сокращаете расходы.
Но в долгосрочной перспективе есть и минусы. Во-первых, растёт вероятность детонации. 92-й бензин безопасно заливать зимой, когда температура двигателя ниже, а водитель не рискует лихачить. Летом же нагрузки растут и мотор начинает быстро изнашиваться, работая в нештатном режиме. Во-вторых, качеству 92-го бензина уделяют меньше внимания. Экспертиза показывает, что он содержит больше примесей, оставляющих нагар на свечах, поршнях и клапанах.
А что будет, если заправиться бензином с повышенным октановым числом? Сотрудники издания «За рулём» выяснили, что мощность автомобиля не изменилась, динамика разгона осталась прежней, а расход топлива даже немного увеличился. При этом двигатель работал в нештатном режиме — электронике не удалось достичь оптимального угла опережения зажигания. Итог — вы ускоряете износ силового агрегата, не получая при этом каких-либо преимуществ.
На практике заправка качественным топливом оказывается куда важнее игры с октановым числом. Большое значение имеют функциональные характеристики бензина — плотность, теплотворная способность, содержание посторонних примесей и летучесть. В свою очередь, они зависят от технологии производства горючего.
Понятно, что не каждый водитель имеет доступ к лаборатории и может сравнивать образцы топлива с разных заправочных станций. Поэтому нам приходится доверять брендам — крупные сети дорожат своей репутацией, а потому не обманывают клиентов махинациями с составом бензина. Если же вам приходится заправляться в неизвестных местах, вы можете распознать некачественное горючее по следующим признакам:
красноватый или насыщенно-жёлтый оттенок;
тошнотворный сладкий запах;
видимые невооружённым глазом твёрдые частицы;
отсутствие действующих сертификатов;
в документах указан экологический класс ниже К4.
Ещё один признак некачественного бензина — заниженная цена. Оптовых дистрибьюторов мало, и их прейскуранты почти не отличаются. Поэтому получить скидку в несколько рублей за литр честным способом не получится.
Зимой и летом лучше всего заливать бензин, рекомендованный, а не просто разрешённый производителем. Если для вас соображения экономии выходят на первый план, в холодное время года можно снизить октановое число. Но в долгосрочной перспективе это только повысит ваши расходы из-за большего риска детонации и ускоренного износа.
28.12.2021Ваша заявка отправлена,
мы свяжемся с вами в ближайшее время