Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.

Работаем ежедневно с 8:00 до 22:00
+7 (495) 785-55-99
Работаем ежедневно с 8:00 до 22:00
Устройство автомобиля

Электронная стабилизация: зачем автомобилю нужна система ESP

Начиная с 2017 года, все новые автомобили, проданные в России, должны оснащаться электронной системой курсовой устойчивости ESP. Разбираемся в принципе действия этого оборудования и в том, как оно помогает водителю.

Теоретическая часть

Ещё в 1978 году была создана антипробуксовочная система ABS. В 1986 году автомобили начали оснащать электроникой TCS, которая контролировала ускорение на старте и предотвращала проскальзывание колёс. Следующим шагом была система ESP, созданная в 1994 году инженерами компании Mercedes-Benz.

Сокращение означает Electronic stabilization program, электронную программу стабилизации. Но такое название было запатентовано разработчиком, поэтому другие производители создают свои торговые марки. Альтернативные наименования ESP — ESC, VDC, VSC, DSC и DSTC.

Главное назначение ESP — стабилизация курсовой устойчивости автомобиля. Электроника призвана защитить машину от неконтролируемых скольжений. Она предотвращает заносы при движении по скользкой поверхности и при выполнении динамичных манёвров.

Чаще всего система ESP срабатывает в автомобиле, когда водитель слишком резко поворачивает руль. Колёса могут потерять сцепление с поверхностью, что приведёт к потере управления и аварии. «Электронный помощник» делает всё, чтобы предотвратить уход с траектории и оставить пространство для безопасного завершения манёвра. Стабилизация также может включаться при проскальзывании ведущего колеса на льду, во время обгона, при развороте на высокой скорости и при быстрой смене полосы движения.

Устройство системы безопасности

По принципу работы ESP очень похожа на описанные выше ABS и TSC. Отличаются только алгоритмы действий, которые предоставляют электронике больше полномочий. Центральный процессор системы стабилизации получает информацию от датчиков, которые измеряют угловую скорость колёс, величину продольных и поперечных ускорений, а также число оборотов коленвала, давление в тормозной магистрали, угол поворота руля и объём используемого горючего.

Резкий рост бокового ускорения означает сигнал опасности для процессора ESP. Это означает, что машина вот-вот сорвётся в неконтролируемое скольжение. Чтобы подавить занос на ранней стадии, система безопасности включает тормозные механизмы и ограничивает подачу топлива в камеры сгорания. Если угловая скорость колёс изменяется неравномерно, к спасению автомобиля может подключаться ABS, которая облегчает маневрирование на скользком покрытии.

Точная последовательность действий определяется индивидуально в каждой ситуации. Именно это и служит главной сложностью при создании ESP для автомобиля. Программистам нужно предусмотреть все возможные варианты и убедиться, что реакция электроники помогает водителю сохранить управление. Поэтому крайне нежелательно вмешиваться в работу системы стабилизации, устанавливая другие компоненты и меняя настройки.

В качестве примера можно привести типичные алгоритмы работы ESP в поворотах:

  • при скольжении задней оси включаются тормозные механизмы на переднем наружном колесе;
  • при сносе передней оси срабатывают тормоза на заднем внутреннем колесе;
  • при пробуксовке во время манёвра ограничиваются обороты двигателя.

Сегодня в автомобилях используются системы стабилизации ESP девятого поколения, которые оценивают дорожную ситуацию за сотые доли секунды и мгновенно принимают решения. Но нужно помнить, что и они не всесильны. Если скорость слишком высока или коэффициент сцепления с поверхностью мал, притормаживание колёс и ограничение подачи топлива лишь чуть замедлит скольжение, но не сможет предотвратить аварию. Поэтому наличие «электронного помощника» не означает вседозволенности.

Можно ли отключать стабилизацию и зачем это делать?

В некоторых машинах можно увидеть кнопку ESP Off. Обычно она находится снизу приборной панели, слева от руля — там, где нажать её случайно почти невозможно. Эта клавиша позволяет выключить систему безопасности — полностью или частично.

Чаще всего кнопка ESP Off встречается на внедорожниках и кроссоверах. При пробуксовке на пересечённой местности электроника ошибочно решает, что автомобиль срывается в занос. Она затормаживает колёса и уменьшает обороты двигателя, в результате чего машина застревает ещё сильнее. Чтобы выбраться из грязи и снежных заносов, «электронного помощника» придётся отключить.

Возможность включать ESP по желанию есть и в спорткарах. Эти автомобили изначально созданы для экстремального вождения с пробуксовками, заносами и резкими манёврами. Тесты известных пилотов показывают, что автоматическая стабилизация заставляет терять несколько секунд на каждом круге гоночного трека. Поэтому перед соревнованием её отключают.

Но в большинстве легковых автомобилей отключить систему ESP не так просто. Если кнопки нет, придётся пойти на вмешательство в конструкцию — отсоединить датчики вручную или перенастроить электронный блок управления. Обе процедуры выполняются на свой страх и риск — машина теряет гарантию, а производитель не несёт ответственности за полученный ущерб. Фактически, вы нарушаете закон, создавая угрозу для остальных участников дорожного движения. При остановке инспектор может обратить внимание на сигнал контрольной лампы и назначить принудительный техосмотр. Вносить такие изменения в конструкцию можно только в безвыходных ситуациях или при переоборудовании серийного автомобиля для гонок.

Как кнопка отключения ESP, так и контрольная лампа её работы отмечаются символами машины, ушедшей в занос — за схематичным силуэтом тянется извилистая колея. Сигнал мигает при включении системы стабилизации. Когда он горит непрерывно, электроника оповещает вас о неисправности. Медлить не стоит — лучше заехать в авторизованный сервисный центр сразу же. Если этого не сделать, при следующем манёвре поведение автомобиля может оказаться непредсказуемым. Компьютерная диагностика укажет причину поломки — выход датчика из строя или сбой программного обеспечения.


02.02.2022

Больше категорий

Устройство автомобиля

Подробнее

Часто задаваемые вопросы

Подробнее

Отзывы

Отзывы
РОЛЬФ Сервис Юг
Андрей Васильев
16 августа 2022
Отлично. Спокойные дружелюбные профи. Хорошие машины с пробегом. Можно торговаться до вменяемой цены.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Химки
Александр Рудов
19 ноября 2022
Сдавал машину на выкуп в октябре, понравилась оперативность работы менеджеров и вцелом подход и качество работы.
Результатом остался доволен, сейчас привез еще один автомобиль на комиссию.
Помогли решить вопросы с сервисом и шиномонтажем, сориентировали по максимально удобным локациям, отдельное спасибо Уварову А.А.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Химки
Эдуард Семеновский
14 сентября 2022
Отличное место, постоянно делаю ремонт в сервисе и остаюсь доволен до сей день
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Юг
Татьяна Рослякова
07 июня 2022
Хороший сервис, но высокая цена на работу и запчасти
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Центр
Lorne Malvo
13 июля 2022
Все отлично, Рольф-пробег посещал, толковые менеджеры. Весьма достойно подобрали авто и оформили. Рекомендую.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Юг
Ирина Кислова
28 апреля 2022
Делали ТО, все понравилось, вовремя, качественно. Приемщик предупреждал заранее о проблемах в автомобиле и не навязывал лишних услуг и ремонта.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Центр
Оксана Матюшова
13 ноября 2022
Впечатление странное. Такое ощущение, что здесь каждый сам за себя, а не команда для покупателей. Очень долго ждали машину из ТО, обещали 2 часа, при чем это 1е ТО, делали 8!!! Что можно делать с новой машиной в сервисе 8 часов???? Шок
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Ауди Центр Север
Инкогнито 0353
06 августа 2022
Очень удобный сервис.Всё понравилось.Купил машину у них.
Читать целиком
Отзывы
Марина Доронченкова
19 мая 2022
Продавала свой автомобиль здесь, все профессионально.
Читать целиком
Отзывы
РОЛЬФ Сервис Алтуфьево
Антон
23 августа 2022
Подбирал авто с пробегом, посетил шесть автосалонов. Везде свои проблемы, в основном укатанные машины за космический ценник. Но по факту, у менеджеров достаточно инструментов, чтобы убедить клиента, только мотивации в глазах ноль. У Иванченко Дмитрия мотивация явно была. Несколько раз осмотрели интересующее авто, ответил на вопросы, отработал возражения, закрыли сделку около 00:00. Пока покупкой доволен, мелкие недочеты, которые не сразу выявил, готовы устранять, а это показатель.
Читать целиком
Остались вопросы

Остались вопросы?

Оставьте свой телефон, мы свяжемся с Вами в течение нескольких минут и ответим на любые интересующие вопросы

Нажимая кнопку «Получить консультацию», я даю согласие на обработку персональных данных

Настоящий Сайт использует файлы cookie и собирает сведения о Пользователях, в том числе с использованием сторонних интернет-сервисов, в целях анализа эффективности и улучшения работы сервисов сайта. Обработка сведений о Пользователях осуществляется в соответствии с Политикой в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Или Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
Закрыть