Дорого выкупим Ваш автомобиль. Быстро. Удобно. Безопасно. Честно.
Начиная с 2017 года, все новые автомобили, проданные в России, должны оснащаться электронной системой курсовой устойчивости ESP. Разбираемся в принципе действия этого оборудования и в том, как оно помогает водителю.
Ещё в 1978 году была создана антипробуксовочная система ABS. В 1986 году автомобили начали оснащать электроникой TCS, которая контролировала ускорение на старте и предотвращала проскальзывание колёс. Следующим шагом была система ESP, созданная в 1994 году инженерами компании Mercedes-Benz.
Сокращение означает Electronic stabilization program, электронную программу стабилизации. Но такое название было запатентовано разработчиком, поэтому другие производители создают свои торговые марки. Альтернативные наименования ESP — ESC, VDC, VSC, DSC и DSTC.
Главное назначение ESP — стабилизация курсовой устойчивости автомобиля. Электроника призвана защитить машину от неконтролируемых скольжений. Она предотвращает заносы при движении по скользкой поверхности и при выполнении динамичных манёвров.
Чаще всего система ESP срабатывает в автомобиле, когда водитель слишком резко поворачивает руль. Колёса могут потерять сцепление с поверхностью, что приведёт к потере управления и аварии. «Электронный помощник» делает всё, чтобы предотвратить уход с траектории и оставить пространство для безопасного завершения манёвра. Стабилизация также может включаться при проскальзывании ведущего колеса на льду, во время обгона, при развороте на высокой скорости и при быстрой смене полосы движения.
По принципу работы ESP очень похожа на описанные выше ABS и TSC. Отличаются только алгоритмы действий, которые предоставляют электронике больше полномочий. Центральный процессор системы стабилизации получает информацию от датчиков, которые измеряют угловую скорость колёс, величину продольных и поперечных ускорений, а также число оборотов коленвала, давление в тормозной магистрали, угол поворота руля и объём используемого горючего.
Резкий рост бокового ускорения означает сигнал опасности для процессора ESP. Это означает, что машина вот-вот сорвётся в неконтролируемое скольжение. Чтобы подавить занос на ранней стадии, система безопасности включает тормозные механизмы и ограничивает подачу топлива в камеры сгорания. Если угловая скорость колёс изменяется неравномерно, к спасению автомобиля может подключаться ABS, которая облегчает маневрирование на скользком покрытии.
Точная последовательность действий определяется индивидуально в каждой ситуации. Именно это и служит главной сложностью при создании ESP для автомобиля. Программистам нужно предусмотреть все возможные варианты и убедиться, что реакция электроники помогает водителю сохранить управление. Поэтому крайне нежелательно вмешиваться в работу системы стабилизации, устанавливая другие компоненты и меняя настройки.
В качестве примера можно привести типичные алгоритмы работы ESP в поворотах:
Сегодня в автомобилях используются системы стабилизации ESP девятого поколения, которые оценивают дорожную ситуацию за сотые доли секунды и мгновенно принимают решения. Но нужно помнить, что и они не всесильны. Если скорость слишком высока или коэффициент сцепления с поверхностью мал, притормаживание колёс и ограничение подачи топлива лишь чуть замедлит скольжение, но не сможет предотвратить аварию. Поэтому наличие «электронного помощника» не означает вседозволенности.
В некоторых машинах можно увидеть кнопку ESP Off. Обычно она находится снизу приборной панели, слева от руля — там, где нажать её случайно почти невозможно. Эта клавиша позволяет выключить систему безопасности — полностью или частично.
Чаще всего кнопка ESP Off встречается на внедорожниках и кроссоверах. При пробуксовке на пересечённой местности электроника ошибочно решает, что автомобиль срывается в занос. Она затормаживает колёса и уменьшает обороты двигателя, в результате чего машина застревает ещё сильнее. Чтобы выбраться из грязи и снежных заносов, «электронного помощника» придётся отключить.
Возможность включать ESP по желанию есть и в спорткарах. Эти автомобили изначально созданы для экстремального вождения с пробуксовками, заносами и резкими манёврами. Тесты известных пилотов показывают, что автоматическая стабилизация заставляет терять несколько секунд на каждом круге гоночного трека. Поэтому перед соревнованием её отключают.
Но в большинстве легковых автомобилей отключить систему ESP не так просто. Если кнопки нет, придётся пойти на вмешательство в конструкцию — отсоединить датчики вручную или перенастроить электронный блок управления. Обе процедуры выполняются на свой страх и риск — машина теряет гарантию, а производитель не несёт ответственности за полученный ущерб. Фактически, вы нарушаете закон, создавая угрозу для остальных участников дорожного движения. При остановке инспектор может обратить внимание на сигнал контрольной лампы и назначить принудительный техосмотр. Вносить такие изменения в конструкцию можно только в безвыходных ситуациях или при переоборудовании серийного автомобиля для гонок.
Как кнопка отключения ESP, так и контрольная лампа её работы отмечаются символами машины, ушедшей в занос — за схематичным силуэтом тянется извилистая колея. Сигнал мигает при включении системы стабилизации. Когда он горит непрерывно, электроника оповещает вас о неисправности. Медлить не стоит — лучше заехать в авторизованный сервисный центр сразу же. Если этого не сделать, при следующем манёвре поведение автомобиля может оказаться непредсказуемым. Компьютерная диагностика укажет причину поломки — выход датчика из строя или сбой программного обеспечения.
Ваша заявка отправлена,
мы свяжемся с вами в ближайшее время